Если вы создали удачный стартап, но не хотите повторять судьбу М. Цукерберга, значит, вы желаете продать собственное детище. Возможно, вам нравиться создавать с нуля успешные проекты и именно в этом кроется причина продажи - на определенном этапе бизнес может просто перестать интересовать создателя.

 

Рекомендуем почитать: История успеха Facebook

 

На самом деле возможных причин продажи стартапа гораздо больше, но во всех случаях необходимо знать, как сделать это максимально выгодно и быстро. Итак, через несколько мгновений вы узнаете 9 способов, позволяющих провернуть сделку по продаже стоящего стартапа с максимальной эффективностью.

Как продать стартап с максимальной эффективностью?

Готовьтесь к продаже заблаговременно

Вы никогда не задумывались над тем, что выходите на рынок с сырым, практически никому не интересным предложением? А ведь среду потенциальных покупателей можно подготовить, раскачать, разогреть - назовите это как угодно. И делать это лучше всего заранее. Инициируйте реальные предложения потенциально заинтересованным лицам, собирайте данные о возможных покупателях. Наиболее удачную сделку можно провернуть в тот момент, когда весь рынок уже будет обсуждать будущую продажу вашей компании.

Используйте правило 20/6/3/1

 И хотя приведенные в заголовке цифры носят весьма условный характер, попытайтесь представить себе следующую ситуацию. Вам предложили сделку в ходе, которой от продажи стартапа вы получите не много ни мало - 1 млн., $. Есть ли смысл отказываться от столь выгодного предложения? Возможно, и нет, но постарайтесь хотя бы немного повременить с решением. Держите интригу. Таким образом, вы сможете выиграть время, обзвонить еще порядка 20 потенциальных покупателей и добиться определенного количества встреч - предположим, их будет шесть. Как минимум половина из них заканчивается предложением о покупке. При этом среди 3-х претендентов наверняка найдется инвестор, способный выложить на 1-2 миллиона больше, разве не достаточный стимул использовать это выгодное правило?

Просите совета - делитесь идеями

Старайтесь придумать десять реальных выгод от покупки вашего проекта для каждого потенциального покупателя. Встречайтесь с инвесторами, демонстрируйте эффективность собственных разработок, предлагайте помощь в качестве человека, способного воплотить в жизнь данные выгоды. Важное условие - у идей должен быть потенциал, способный принести реальную и хорошую прибыль. В чем преимущество именно для вас? Прекрасная возможность пополнить ряды топ-менеджеров компании инвестора и заработать отличную репутацию в лице ее руководства.

До начала переговоров

Постарайтесь самостоятельно разработать некую математическую формулу, с помощью которой можно без лишних сложностей провести оценку вашей компании, проекта, продукта и др. Важное условие - предельная простота формулы, позволяющая ударить по рукам еще до того, как вы произведете реальные подсчеты.

В ходе переговоров

Не стоит терять голову от суммы вознаграждения, которую получите именно вы. После того, как фраза: «мы приобретаем ваш проект» будет произнесена, как можно более спокойно и взвешенно подойдите к обсуждению вопроса о заработной плате, бонусах для сотрудников, затратах на содержание офиса, расходах на транспорт и прочих подобных вещах. Добивайтесь максимально полного перечня по всевозможным статьям расходов.

После завершения переговоров

Эксперты считают данную часть сделки наиболее болезненной. Решение вроде бы и принято - стороны ударили по рукам. Но на практике еще ничего не осуществилось. Вы как бы и работаете и не работаете на своего инвестора одновременно. На этой стадии сделка может сорваться достаточно легко. Именно поэтому сохраняйте терпение и не говорите, слишком много. Идеально, если все формальности с вашей стороны уладит опытный юрист или адвокат. Не подписывайте контрактов с жесткими, длительными обязательствами - выполнять их крайне трудно. Убедитесь в сохранении за вами возможности продать собственный пакет акций и выйти из компании в любое удобное время. Всегда обращайте внимание на подобные вещи - они имеют определяющее значение.

Старайтесь быть открытым

Не ограничивайте отношения с инвестором простыми деловыми формальностями. Старайтесь (желательно до сделки) высказать несколько стоящих предложений по улучшению проекта, по возможности проводите вместе свободное время, обменивайтесь контактами, но конечно, все это без излишнего фанатизма.

Продолжайте работать над развитием бизнеса

Не ограничивайте себя одним лишь вопросом как продать свой стартап - старайтесь активно развивать компанию на всех этапах ее жизни. Если вам удастся доказать инвестору что вы относитесь к проекту именно так - это существенно поднимет шансы заключить успешную сделку.

Не потеряйте бизнес после сделки

После того, как вы договорились с инвестором, за дело берутся юристы. В лучшем случае их работа растянется на несколько недель, но иногда она может продлиться больше месяца. В этот период многие стартаперы испытывают ощущение стресса или даже паранойи. Очень важно при этом поддерживать функционирование проекта на должном уровне и следить за собственным психологическим состоянием.

 

Б.И.Н.К.О.школа Сделано в России Рантье клуб Startменеджер Свое дело
Партнерская программа Лучшая цена Энциклопедия франчайзинга Бартер Каталог франшиз
Кредиты и займы Лизинг Биржа заказов StartUp Way Бесплатные объявления

Всегда можно зарабатывать больше!